Моисейкин Георгий Михайлович в 17 лет добровольцем ушёл на войну, участвовал в Сталинградской битве, с ранениями дошёл до Пруссии и там в 1945 году встретил Победу! И без того светлая квартира на окраине Гольяново залита солнцем, на открытом окне вольным ветром отдувает штору. У Георгия Михайловича Моисейскина сегодня день забот — и журналистская братия налетела, и Совет ветеранов пришел инспектировать свежий ремонт, […]
Моисейкин Георгий Михайлович в 17 лет добровольцем ушёл на войну, участвовал в Сталинградской битве, с ранениями дошёл до Пруссии и там в 1945 году встретил Победу!
И без того светлая квартира на окраине Гольяново залита солнцем, на открытом окне вольным ветром отдувает штору. У Георгия Михайловича Моисейскина сегодня день забот — и журналистская братия налетела, и Совет ветеранов пришел инспектировать свежий ремонт, сделанный районной Управой. Повосхищавшись завершением работ, поговорили с ветераном войны и труда, кавалером орденов Отечественной войны 1-й степени, Красной звезды и Трудового Красного знамени об отдельном лыжном батальоне, устройстве миномета, Сталинградской битве, буднях разведроты, Японской войне и о многом ещё.
О воинской учебе
На фронт я пошел добровольцем — год призыва был не мой, военком говорит: жди повестки, а мы со школьными товарищами хотели непременно попасть в одну команду, воевать — так вместе! В сентябре 41-го прошел медкомиссию, написал заявление, посадили в эшелон, привезли под Новосибирск. Выгрузили, повели к месту формирования — в лес. Казарм, говорят, для вас нет, осваивайте землянки. Есть осваивать землянки, отвечаем! Внутри — печка, нары земляные; холодно не было, спали в рядок от стенки до стенки.
Так я начал служить в 131-м отдельном лыжном стрелковом батальоне. Что значит — стрелковый батальон? Личный состав вооружен стрелковым оружием: автоматы, пулеметы, минометы. Меня назначили минометчиком — тогда на вооружении стоял 50-миллиметровый ротный миномет. Носили его в ранцах, на спине. Весил он сравнительно немного — 14–15 килограмм.
В чем сила миномета?
Миномет поддерживает стрелков своим сосредоточенным огнём, обеспечивает продвижение пехоты в наступлении и сопротивление в обороне. Миномёты дополняют артиллерию, поражая навесным огнём цели за глубокими укрытиями. Командир отдает приказ, первый миномет пристрелку производит, все по нему отмечаются и веером огонь батареи приводится в нужную точку.
Маленький 50-мм ротный миномет сняли с вооружения в 1943 году, были недовольны дальностью стрельбы. Заменили на 82-миллиметровый, у него один ствол весил 19, 5 кг! Первый номер в минометном расчете таскал ствол, второй — двуногую опору, третий — плиту, а еще трое мины подносили. Кто-то погиб — и расчет становится небоеспособным. Я первым номером служил, выучился на наводчика.
О дороге на войну
В декабре 41-го нас, обученных стрельбе, погрузили снова в эшелон и повезли на запад. Куда именно — рядовым не сообщили, конечно. Едем, гадаем: куда везут? Под Москву? Проехали Ярославль, проехали Москву, высадились на Карельском фронте, где я и провоевал до конца апреля 1942 года.
Север, холодно, морозы. Хорошо, что нас сибиряки снарядили хорошо — валенки, две пары теплых портянок, две пары теплых перчаток и рукавицы. Рукавицы, помню, на веревочке крепились, их за ремень заправляли, чтобы тепло хранили.
Как чехол от миномета жизнь спас
Лыжи выдали с полужестким креплением, довольно удобно. Миномет за плечи, бежишь на лыжах, упал на колено, установил миномет, получил приказ, начал стрельбу. Солдат на войне вообще не должен думать, солдат на войне выполняет распоряжения командира. Однажды во время совершения рейда в тыл противника (там финны воевали, они тогда Гитлера поддерживали) попали мы в окружение — в «мешок». Получили приказ — отступать. А как отступать? Первые бойцы ползли, практически головами зарываясь в снег, чтобы стать недоступными для огня противника. И я ползу в снегу. Смотрю, перед носом — валенки товарища. Замерли неподвижно. Толкаю его вперед, не шевелится. Определил как убитого. Вдруг слышу такой узнаваемый звук: дзззынь! Залег слева, попробовал начать движение — снова: дззынь! И я понимаю, что если третий раз поднимусь, уже не промахнутся. Использовал тело товарища как прикрытие. Собрался с мыслями, отлежался, сделал рывок — выбрался живым.
Однополчане сняли чехол минометный со спины, показывают мне — а там две выбоины.
Как впервые увидел Москву
2 мая 1942 года, с Белорусского вокзала! Был прекрасный, теплый день, светило солнце, Белорусский вокзал и сейчас считаю самым красивым в Москве, вот и любовались. Нас, закаленных в боях на Карельском фронте, включили в пополнение 258-й стрелковой дивизии, позже за героизм и мужество она получила звание 96-й Гвардейской Краснознаменной.
Под Сталинградом: было жарко
Мы направлялись к Сталинграду, где должны были сменить часть, которая уже не была способна сдержать наступление врага. Начался бой, у которого не было конца. День и ночь, день и ночь, неделя за неделей, месяц за месяцем. Ты мог погибнуть каждую минуту. Одиннадцать вечера, мы с товарищем сидим в блиндаже, хлебаем из одного котелка, говорим: «ну вот, и еще один день провоевали, пусть завтра будет полегче»; как вдруг он, недосказавши фразы, падает лицом в этот котелок. Убит.
Стволы минометов так раскалялись, что руки обжигали от них. И вот 19 ноября — сейчас этот День артиллерии, дата выбрана не случайно, в честь событий 1942 года.
19 ноября 1942 года по плану, разработанному Верховным Главнокомандованием, советские войска перешли в контрнаступление. Перед началом наступления пехоты и танков была проведена артиллерийская подготовка невиданной силы. Тысячи орудий и минометов обрушили на неприятельские позиции огромное количество снарядов и мин. Воздух гудел, земля гудела!
Мощный огневой удар был нанесен по позициям противника на переднем крае и в глубине обороны, по его минометам и артиллерийским батареям, по командным пунктам, по резервам. Местность будто бы перепахал гигантский плуг войны. Поверхность земли была изрыта множеством воронок от разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Целые подразделения противника выбегали из траншей и блиндажей и в панике метались из стороны в сторону, не находя спасения. Потери фашистов в живой силе и технике были огромны. Так случился перелом в ходе войны, я и мои товарищи сделали это.
Про военную разведку
С декабря 1942 года я уже служил в полковой разведке. Без разведки на войне не обойтись! Перед тем как начать наступательные действия, в первую очередь необходимо выяснить, какие силы противника сосредоточены на определенном участке фронта. А как это сделать, да еще в короткие сроки? Ведь немец далеко не глуп, передвижения своих подразделений он тщательно маскирует. Для этого на фронте и работала разведка, для этого «брали языка».
Как-то мы взяли четверых, прямо с блиндажа — оглушили, выбили оружие. Среди них был особенно «ценный» — офицер. Много полезной информации удалось получить.
Ранен тогда был: во время одной операции — командование приказало девушку, радистку, шифровальщицу проводить через передний край противника, чтобы она обосновалась в определенной деревне, подорвался на мине. Левой ногой наступил. Три месяца провалялся в госпитале, потом вернулся — воевать.
Про победу
Семь месяцев проучившись в Днепропетровском артиллеристском военном училище, закончил войну в Восточной Пруссии, в составе прославленной 91-й Духовщинско-Хинганской ордена Краснознамённой дивизии, что было очень хорошо и почетно! Только вот после Победы нас направили на восток, в Монголию, где я, после окончания Великой Отечественной войны поучаствовал еще и во Второй Мировой!
Художник и поэт
Точнее, не поэт — писатель: Георгий Михайлович работает над книгой воспоминаний, где не только делится яркими, страшными и правдивыми историями о войне и последующей службе (десять лет в Китае!), но и размышляет над судьбами военного образования в стране, выводит смыслы бытия отдельного человека, связывает их с историей России и общей мировой историей. И как будто этого мало, еще и пишет маслом: «Мне, — улыбается, есть к кому обратиться за помощью, внучка закончила Строгановку». На просторном столе стоит натюрморт с кувшином и парой румяных яблок. Такая мирная картина.
Полина Перевозчикова